www.gisinfo.ru     |    panorama@gisinfo.ru   |    рус | eng | блг   


      Проекты - Комплексные решения по разработке специализированных ГИС на основе ГИС Карта 2005

 

 АРМ создания документов аэронавигационной информации

Разработчик: Центр аэронавигационного обеспечения авиации ВС Украины
Презентация:Создание аэронавигационных карт в ГИС Карта 2005 (5,6 Mb)

 

АРМ создания документов аэронавигационной информации

Для обеспечения безопасности полетов необходимо иметь общедоступный, полный и достоверный источник навигационных данных. Эффективным средством для получения такой информации в удобной, сжатой и скоординированной форме являются аэронавигационные карты. Эти графические документы включают в себя сводные данные о местности, структуре воздушного пространства, местонахождении аэродромов, географических координат его радионавигационных средств, и многих других данных, необходимых для воздушной навигации и безопасного осуществления полетов и перелётов. Такими картами для целей управления воздушным движением, планирования и навигации пользуются все подразделения авиационного сообщества. Очень важно, чтобы отвечающие современным требованиям и точные карты без промедления поступали в распоряжение этих пользователей.

Одной из ключевых задач при создании документов аэронавигационной информации для Центра аэронавигационного обеспечения авиации Вооруженных Сил Украины была разработка структуры и создание базы аэронавигационных данных воздушного пространства Украины, аэродромной сети Украины и другой необходимой информации.

Структура базы разрабатывалась в соответствии со стандартом расширенной модели аэронавигационной информации Европейской организации по безопасности полетов "ЕвроКонтроль" (Aeronautical Information eXtended Model).

АРМ оператора позволяет, при наличии привилегий, проводить изменения в структуре воздушного пространства Украины, как оперативно - в соответствии с поступающими NOTAM, извещениями, телеграммами, так и при долгосрочном планировании - на основании циклов AIRAC (система заблаговременного уведомления об изменениях аэронавигационных данных по единой таблице дат вступления их в силу). Внесенные изменения могут быть автоматически отображены на картах (схемах) для последующего анализа, утверждения, подготовки к печати и так далее.

Исходя из возможности разработки разнообразных программных ГИС-приложений, необходимых для решения специальных заданий, самостоятельного расширения функциональности базового программного продукта, дружеского интерфейса, наличия полного комплекта документации, по своим функциональным возможностям, быстродействию, для разработки и выпуска документов аэронавигационной информации в качестве базовой геоинформационной системы была выбрана ГИС "Карта 2005".

На подготовленную средствами ГИС картографическую основу из базы данных аэронавигационной информации наносится необходимая информация в виде картографических объектов. При необходимости в качестве топографической основы могут использоваться растровые карты (отсканированные листы топографических карт, космические снимки и т.д.), подключаться матрицы высот для создания электронных карт высот.

Рис. 1. Нанесение аэронавигационной информации из базы данных на картографическую основу

Рис. 1. Нанесение аэронавигационной информации из базы данных на картографическую основу

Оператор может формировать как отдельные слои аэронавигационной информации в целом (например, зоны организации воздушного движения, зоны ограничения полетов, сети маршрутов воздушного движения или радиотехнических средств и пунктов доклада), так и наносить отдельные объекты (аэродром, участок воздушного маршрута, новый пункт доклада), зону ограничения полетов и т.д). Вместе с объектом на карту могут наноситься и его характеристики в виде графических объектов с подписями. Для этих целей были разработаны Классификаторы условных знаков аэронавигационной информации и специальные алгоритмы по автоматической расстановке подписей вдоль объектов карты, врезки и другие операции по подготовке карт.

После отработки этой задачи оператору необходимо лишь отредактировать электронную карту - провести возможное устранение перекрытий созданных объектов на карте, что быстро и удобно выполняется средствами редактора карты.

Рис. 2. Электронная версия Радионавигационной карт воздушного пространства Украины

Рис. 2. Электронная версия Радионавигационной карт воздушного пространства Украины

На сегодняшний день было выпущено 10 редакций Радионавигационной карты нижнего и верхнего воздушного пространства Украины масштаба 1:1500000 - один двухсторонний лист (750 х 1100 мм), и 3 редакции Радионавигационной карты воздушного пространства Украины класса G (1500 метров и ниже) масштаба 1:500000 - комплект из 8 листов (640 х 1100 мм). Карты печатаются типографским способом на Киевской военной картографической фабрике. Данными графическими документами аэронавигационной информации обеспечиваются на 100% потребности всей государственной авиации Украины. Также пользователями являются многие авиакомпании гражданской авиации, как в Украине, так и за рубежом.

ГИС-решения могут быть применены не только при аэронавигационном картографировании, но и к таким разнородным заданиям, как, моделирование воздушных коридоров разного уровня, пространственный анализ зон ограничения полетов, автоматизированная генерация разнообразных полетных заданий, схем и документов.

Для дальнейшего использования созданных электронных карт, на следующем этапе было разработано навигационное ГИС-приложение, в котором интегрированы облегченный вариант базы аэронавигационных данных и электронные варианты Радионавигационных карт. Особенностью данного приложения является возможность подключения электронных приборов определения местоположения в реальном времени (типа GPS). Это позволяет определять местоположение воздушного судна, отображать его в реальном времени на фоне Радионавигационных карт (для оперативного корректирования курса полета), информировать экипаж о приближение к запретным зонам, границам передачи управления, поворотным пунктам, сохранять маршрут полета в файл с координатами или в виде объекта на карте (для последующего контроля маршрута полета), и решать другие задачи.

Рис. 3. Программное обеспечение "Навигатор"

Рис. 3. Программное обеспечение "Навигатор"

В приложении так же организованна поисковая система, что позволяет оператору в сжатые сроки получить необходимую информацию по любому объекту, как из базы данных, так и его графической визуализации на карте. Есть возможность проложить курс полета (нанести на карту в виде объекта в принятых условных знаках), провести необходимые штурманские расчеты, перевести данные из разных систем координат - СК42, ПЗ90 (ГЛОНАСС), WGS-84 (GPS).

Центр аэронавигационного обеспечения авиации Вооруженных Сил Украины накопил богатый опыт по разработке программных приложений и картографических документов специального назначения в области аэронавигации с применением современных ГИС-технологий. Разработан и выпущен "Сборник аэронавигационных данных аэродромов Украины", "Каталог вертолетных (посадочных) площадок", выпускаются различные специальные (тематические) карты.

В настоящее время ведутся разработки по созданию специализированного картографического сайта на основе GIS WebServer и размещения его в сети Internet. На сайте планируется выложить графические документы аэронавигационной информации издания Центра. Все документы будут обновляться с помощью программы мониторинга как оперативно - в соответствии с поступающими NOTAM, извещениями, телеграммами (активация зон ограничения полетов, закрытия аэродромов, участков маршрутов ОВД и др.), так и при долгосрочном планировании - на основании циклов AIRAC.

 

Продукты | Технологии | Классификаторы | Проекты | Скачать | Цены | Форум | Статьи | Обучение | Контакты
В начало Написать разработчикам Поиск на сайте